Йовлой Мохк: единство противоположностей

В Горной Ингушетии не встретишь лихо закрученных серпантинов. Природа тут сдержанна. Но во время работы над этим выпуском сюрпризы были. Их подарили вайнахи, показав настоящее братство и умение стремительно мобилизоваться.

ПОПУЛЯРНАЯ ФАМИЛИЯ

В один из дней уважаемый в республике историк и археолог Умалат Гадиев показывал нам уникальный солнечный могильник невдалеке от башенного комплекса Хамхи. Мы находились возле него, слушая его удивительно интересный рассказ, когда к нам подъехал наш друг Алихан Измайлов (он был одним из героев первого выпуска «Наших лиц». – Прим. авт.). Он привез нам приятную новость. В башенном комплексе Ний (Нуй), что находится в ущелье реки Нийхи за Пялингом, собрались представители тейпа, считающие его родовым. Собрались специально, услышав, что наш очередной выпуск посвящен Горной Ингушетии. Могли ли мы не воспользоваться этой возможностью? Нет конечно!

И вот спустя менее часа мы уже ехали по девственно заповедному ущелью реки Нийхи. Хотя была здесь не в первый раз, снова дух захватывало от лицезрения его красот. Вокруг и всюду – неописуемо красивая природа, не тронутая вмешательством человека. Красивая горная река звонко дает о себе знать.
В четырех километрах от начала ущелья высоко в горах на большом выступе расположен аул Цори. Добраться до него крайне сложно. По рассказам наших проводников, в нем расположены три сильно поврежденные боевые башни и десятки плохо сохранившихся жилых. Рядом – надземные склепы. Общая картина впечатляет: башенный комплекс выглядел как монолитный. Взять его было невозможно. Сохранился рассказ о том, как при советской власти в 1928 году в одной из боевых башен заперся кровник. Двое суток он сдерживал осаду, пока его не уговорили сдаться милиционерам.

Но мы идем другим путем. Остается позади храм Тхаба-Ерды, мы углубляемся в ущелье.

Многие (если не сказать практически все) поселения здесь основаны как раз тейпом Йовлой. Это один из самых многочисленных ингушских родов. Предки их – выходцы из Горной Ингушетии.

Представители рода Йовлой наиболее часто ассоциируются с фамилией Евлоевы. Но помимо нее он включает еще 67 патронимий и 22 патронимии Лолохоевых. В своем труде «Средневековая Ингушетия» Е. Крупнов отмечает, что родоначальники этой ингушской фамилии населяют несколько горных аулов в Ассинском ущелье: Евлой, Ний, Пялинг… «Эти поселения были крепко связаны с районами реки Ассы, – сообщает Семенов Л. П. – Достаточно упомянуть о фамилии Евлоевых, соперничавших в первенстве с самыми влиятельными фамилиями «трех селений» (Эгикал, Таргим, Хамхи), считающихся, по преданиям, древнейшими из всех населенных пунктов».

Сегодняшние потомки Йовлой проживают во всех населенных пунктах Ингушетии, а также в Чечне (Грозный, Валерик, Шалажи, Гойты и др.), в Северной Осетии. По некоторым подсчетам, только в республике более 70 тысяч представителей этого тейпа.

ВЛИЯТЕЛЬНОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО

Башни Йовлой разделяют на две части: Старый Йовлой (Тиша Йовлйе) и Новый Йовлой (Керда Йовлйе). Мы рассматривали их с дороги. Согласно преданиям, с северной стороны к Старому Йовлою примыкала высокая заградительная стена с широкими арочными запирающимися воротами. Возле них постоянно стоял многочисленный караул из числа хорошо вооруженных местных жителей. Населенный пункт стоял на бойкой торгово-транспортной магистрали (т.н. «Дорога ингушей»). За проход пеших и конных обозов взималась плата скотом, оружием, тканями, металлами и пр.

Жители Йовли считались хорошими ремесленниками. Сохранились сведения, согласно которым населенный пункт считался одним из известных средневековых центров ювелирного дела наряду с Эгикалом, Цори, Эрзи, Цеча-Ахк.

Сегодня только сила воображения нарисует крупный аул, обнесенный защитной стеной. От нее остались лишь фрагменты и камни фундамента. Видны тамги рода. На некоторых постройках сохранились каменные узоры и солярные символы. Об их значении продолжают спорить историки.

Представители этого сильнейшего тейпа покровительствовали слабым родам. Дело в том, что, по вайнахским законам, не всем разрешалось строить башни. И слабые тейпы пользовались покровительством сильных. Как указывает Б. К. Далгат в своем труде «Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы 1892–1894 гг.», с течением времени они даже могли породниться, носили одну фамилию и их родоначальника признавали своим. Любая фамилия, которая шла под защиту более сильного рода, автоматически становилась от него зависимой. Таков был характер сословных отношений в средневековом обществе горной Ингушетии.

Ш. Э. Дахкильгов довольно подробно описывает, как покровительствовали Евлоевы. «Так в далеком прошлом в Цоринском обществе горной Ингушетии возвысился род Ейулой (Евлоевых), объединявший патронимии… Но Ейулой в целях возвышения над соплеменниками, усиления своего влияния в обществе приняли под покровительство, а частью и подчинили других неродственных им къонгиш-ваяров… Сложившееся таким образом братство включало в себя круг людей, не родственных по происхождению и даже иноплеменников, что, конечно, усилило их влияние в обществе. В численности братства была его сила и могущество, отсюда Ейулой и стали «знатными». Сила фамилии, братства измерялась многочисленностью. Такое усиление дало главарям братства претендовать на руководящую роль не только в своем Цоринском обществе» (книга «Страницы истории Ингушетии»).

Могущество этого рода было таковым, что в ингушском языке даже есть выражение: «Йовлой мохк» (страна Евлоевых). Она пережила все войны и набеги. Здесь дрались и умирали Евлоевы, не давая пройти полчищам Чингисхана, Тамерлана и других завоевателей. Эта земля усыпана древними могильниками и полита кровью рода Ейулой. Ордынцы не оставляли в живых никого, кроме красивых девушек и искусных мастеров. Царский генерал Абхазов действовал еще более жестко. Старый и Новый Йовлой были взорваны 14–15 июня 1830 года. Так он покарал жителей за отказ прислать старшин для присяги и выдать аманатов. Склепы (их шесть) тоже очень сильно были повреждены. Было видно, что мои спутники испытывают самое трепетное отношение к этим местам. Помимо того, что здесь сохранились в разной степени сохранности памятники уникальной архитектуры Средних веков, здесь покоятся их предки, доказавшие жизнью своей силу тейпа.

КНИГА РОДА

Евлоевы встречали нас в Ний (в переводе с ингушского – «Корыто»). Это крупное башенное поселение. В нем сохранились четыре боевые башни, одна полубоевая и более десятка полуразрушенных жилых башен. Их объединяет схожесть элементов: пирамидально-ступенчатые крыши, кресты голгофой на южных стенах под бойницами. Возле каждого замка была высокая оборонительная стена с бойницами и боевыми площадками. Комплекс хорошо сохранился и вместе с возвышающимися позади скалами образует мощную цитадель.

По преданию, строили Ний в конце 16-го века ингушские зодчие из рода Бархинхоевых (Барханоевых).
К башенному комплексу также примыкала высокая каменная заградительная стена с широкими арочными воротами. Она шла с южной стороны. Здесь находился еще один форпост «Дороги ингушей» (Г1алг1ай никъ). Стражники круглосуточно несли вахту.

В 19-м веке сами жители разобрали стену. Но очертания фундамента остались видны.

Из Ний вышли патронимии Евлоевых: Саговы, Куркиевы, Гайсановы и другие. Их потомки ждали нас на родниках, расположенных рядом с башнями. Среди них известные люди: писатели, врачи, спортсмены. Что особенно порадовало – были молодые люди и подростки. Есть кому передавать традиции бережного отношения к наследию прадедов и дедов.

Это был день знакомств. Сильное впечатление произвел Руслан Сосламбекович Куркиев, член Совета рода Йовлой. Речь идет о региональном объединении, в которое вошли неравнодушные «к проблемам своего тейпа представители», говорят Евлоевы. В прошлом году он стал обладателем премии Правительства РФ 2015 года в области культуры. Руслан Сосламбекович – автор книги «О древнем роде Евлоевых» (издана в Назрани в 2014 году). Она уникальна в своем роде: под одной обложкой автору удалось собрать сведения из различных источников о своем тейпе. Издание получилось многогранное: масса разнообразных, но уникальных фактов, сведений, ответов на спорные вопросы. Он подарил экземпляр мне, и я в один присест ее прочитала. Оторваться было невозможно! Особенно меня заинтересовали тамги рода Йовлой (графические символы на постройках башенных комплексов).

Уверена, что труд Руслана Сосламбековича достоин научного внимания. В нем собраны семейные предания и тайны, хранившиеся не одно столетие сначала под сводами башен, а потом в домах.

Не вижу смысла соперничать с автором, переписывая и пересказывая истории о самых значимых представителях фамилии, таких как Лоалахой (Соседи) Лаьлаг1а, а также о Евлоевых, которые осели в Грузии, Осетии, Чечне и по всей Ингушетии. Автор приводит посемейные списки населенных пунктов, в которых проживали представители рода Йовлой в 1886 году, рассказывает предания, самые известные из которых – о родовом котле Евлоевых, о попытке избрания Эжи Ахка всегалгаевским князем, об основании Ахки-Юрта и о Бето-силаче и другие. Обстоятельно и всесторонне он исследует корни происхождения фамилии и значение имени Йовло. Если эта книга окажется у вас в руках – обязательно прочтите, знакомство с интереснейшей историей гарантирую.

КТО ОН, ПЕРВЫЙ ЧЕЛОВЕК «ЙОВЛОЙ МОХК»?
(из книги «О древнем роде Евлоевых» Р. С. Куркиева).

«Основой для фамилии Евлоев послужило старинное ингушское родовое имя Евлой, которое носили люди, входящие в один из старинных ингушских тейпов (вяров, родов, общин) Евлой. Тейп Евлой в Ингушетии существует и в наше время и является одним из самых больших тейпов республики. Самым знаменитым представителем этого клана в старину был герой ингушских преданий Хучбар Довтбий Евлой. Происхождение родового имени Евлой, к сожалению, точного толкования не имеет. Существует версия о том, что имя Евлой (Йовлой) является одним из диалектных вариантов имени Елой. Распространенное в старину у народов Северного Кавказа имя Елой стало популярным благодаря тому, что его носил один из персонажей Нартского эпоса. Основу эпоса составляют как прозаические, так и стихотворные сказания о похождениях и приключениях героев-богатырей – нартов. Нартский эпос получил распространение у многих народов Северного Кавказа, в том числе и у ингушей. Имя Елой носил герой предания о нарте Бзаре, обладавший волшебной палкой, приносящей удачу, благодаря которой он был непобедим в поединках. Этимология этого имени не прояснена до конца. По одной из версий, имя Елой/Евлой восходит к старинному северокавказскому этнониму «алан», названию средневекового народа. Существует версия об адыгейском происхождении этого имени, от слова «епъы» – «точить, заострять» либо «елъэ» – «перепрыгивать». Несомненно, что обладатели фамилии Евлоев могут по праву гордиться ею как памятником истории и культуры северокавказских народов».

ВАРВАРЫ ВЕРНУЛИСЬ?

Рядом с башнями Ний представители тейпа обустроили легкий навес. Аккуратно оградили место, где можно собираться, приготовить поесть и даже заночевать. В честь нашего приезда зарезали барашка, разрезали арбуз. И так интересно было наблюдать за тем, как хозяйничали мужчины, а потом сидеть за быстро собранным столом, наслаждаться разлившейся гармонией гостеприимства и слушать рассказы, перелистывать принесенные карты и документы. Не буду скрывать, в очередной раз поблагодарила судьбу за эту встречу. Евлоевы предостерегли от многих ошибок, которые мы, естественно, без умысла, могли бы допустить в статьях.

Но вот трапеза закончена, и мы поднимаемся к башням. Как это часто бывает, испытываешь душевный подъем, видя приближающиеся каменные исполины. Ощущение соприкосновения с великой историей поднимает и волнение, и настроение. Невольно начинаешь представлять детали вайнахской жизни несколько веков назад именно в этом месте. Однако взгляд спотыкается об уродливые пробоины в стенах башен. Они как раны на телах. Их больно видеть. Со стороны дороги впечатление было совершенно другим – они казались добротными и цельными. Однако стоило подойти поближе, как обнажился масштаб катастрофы. Какие-то ушлые люди использовали их под хлев. Держали и разводили здесь скот. Уму непостижимо, как могут цивилизованные люди допустить подобное?! Скорее всего, все намного проще и прозаичнее: варварство (иначе и не назовешь) допустили недальновидные селяне, решившие таким образом сэкономить на собственных постройках и хлопотах по уходу за животными.

Из-за самодурства этих вандалов, а иначе это не назовешь, башни накренились на несколько градусов. Представители тейпа даже делали специальные замеры. А помимо этого еще и регулярно устраивают в башнях субботники, выгребая навоз и наводя порядок.

СПАСТИ БЕЗ ОГЛЯДКИ НА СТАТУС

Очевидно, что башенные комплексы необходимо спасать. Свою тревогу Евлоевы выражали и выражают обоснованно, не оглядываясь на чины и должности. Большой резонанс имело их открытое письмо к первым лицам республики в связи с планами частных инвесторов использовать эту территорию в досугово-развлекательных целях.

Врач, очень талантливый хирург, по отзывам коллег и пациентов, Руслан Евлоев регулярно приезжает с детьми, чтобы навести тут порядок. Он говорит, что, несмотря на эти меры, как минимум один этаж башенных комплексов находится под землей. Чтобы вернуть им первозданный вид, необходимо вмешательство специалистов. А это значит, что к делу впору подключаться государственным структурам и инспекциям, отвечающим за сохранность памятников вне зависимости от уровня их значения. Даже если чисто формально некоторые ингушские башни относятся к региональным достопримечательностям, совершенно очевидно, что уровень их ценности, масштаб их значения гораздо выше. Утверждаю на основании услышанного и увиденного: речь идет о всемирном культурном наследии, образцы которого спасти еще можно. Пока это по силам республике, и тем более стране. О государственном подходе к спасению башен говорят и представители тейпа. Но и, конечно, начинать надо с изменения отношения всех ингушей к своим башням.

Кстати, тот факт, что комплекс Ний остается на «задворках» цивилизованного подхода к культурному наследию прошлого, подтверждает информация моих собеседников о том, что до сих пор не проведена паспортизация объектов. Вот так, и пороховые бочки генерала Абхазова не нужны, чтобы разрушить до основания самобытные архитектурные творения.

Мне говорят, что это башни фамилий патронимии Евлоевых. Отсюда вышли Саговы, Абадиевы, Измайловы. Все вместе они держат на контроле ситуацию у башенных комплексов, ведут большую исследовательскую работу по составлению генеалогического древа. Как и их предкам, которые в лихие годы защищали и сохраняли ингушский народ от полного уничтожения, покой им только снится. И пусть поможет Всевышний и единомышленники пройти им этот путь.

ПРЕДАНИЕ О ТОМ, КАК ОСНОВАЛИ АХКИ-ЮРТ (Мишта йиллай Ахки-Юрт)

Сына Евло звали Эжа. А у него самого был сын Ахка, который сдружился с черкесами. И решил Ахка выйти из гор и поселиться в черкесской стороне. Нашел место и основал там село, которое назвал своим именем, Ахки-Юрт. Через какое-то время Ахка поссорился с черкесами. Они предложили уйти ему из этих мест. Он отказался. Воевать с ним черкесы не осмелились, но предложили следующее: каждая сторона выставит по одному борцу, и на этой местности останутся те, чей борец победит. Проигравший уходит. Ахка согласился. Чтобы найти хорошего борца, поехал он в Грузию к своим родственникам. Там был грузин – побратим Ахка. А у того – невестка с недюжинными способностями. Как-то побратим увидел, что она подметала двор, а бегающий по двору бычок мешал ей. Она схватила его, словно котенка, и швырнула за плетень. Ахка вернулся с этой женщиной. Привел он к Ахки-Юрту большое войско, собранное со всей Ингушетии и вооруженное кремневыми ружьями и стрелами. И черкесы пришли со своим войском к Ахки-Юрту. Вышли на поединок женщина и черкесский богатырь. Невестка так ударила оземь могучего воина, что вышибла из него дух. Черкесы ушли, Ахка остался там жить. Эту историю в 1971 году записал А. Танкиев. Ее рассказал 93-летний житель селения Инарки Евлоев Мурцхал Окиевич. Так стоит ли удивляться появлению таких силачей в роду, как Берд Евлоев или наш современник – чемпион страны и Европы по вольной борьбе Ваха Суламбекович Евлоев? Ответ очевиден!

В горной Ингушетии 2016:
Слово Куштова В горах живет душа народа
Путь к вершине
Об Ингушетии для всех и каждого
Покоренный высотой
Без горцев нет и гор, издавна считали…
Ручная работа
Эпоха ингушского ренессанса, на мой взгляд, до…
Время собирать камни
В Горной Ингушетии можно дотянуться до небес.…
Барах: ингушский дозор
В селение Барах я загорелась поехать сразу,…
О чем молчат руины и шепчут башни
Ингушская Солнечная долина в полной мере оправдывает…
Гули: братство непокоренных
Символом храбрости одних и бессилия других можно…
Братство Джайрхо
«Горец горцу – верный брат!» – то,…
Духьаргишт: путь домой
Поспешишь – весь мир насмешишь! Эта мысль…
Йовлой Мохк: единство противоположностей
В Горной Ингушетии не встретишь лихо закрученных…
Загадки камней Карта
У каждого ингуша свой путь к башням.…
Богатыри — они!
В родовом селении тейпа Колоевых – Кели…
В тот век еще был гордым человек
Ингушские башни при всей своей похожести уникальны…
Хранители башен
Дорога от Тхаба-Ерды к Пялингу по ущелью…
Братство Салги
На гребне горного кряжа у начала Салгинского…
Равнение на башни
Сколько историков, столько подчас и мнений –…
Дорога великих завоевателей
Замок Эбан расположен в горной части Республики…
Ингушская Атлантида
Когда ходишь среди ингушских башен, то окружающее…
Натянутая тетива
Мимо башни Цуровых проехать невозможно. Хотя стоит…
Две линии одной судьбы
Если камни и скалы производят поразительное впечатление,…
Послесловие Поднятая высота