Кошмар депутата

Думцев тянет в небо. Нынешний состав Государственной Думы, дорабатывающий свой срок последние недели, регулярно проявлял интерес к авиации вообще и аэропортам, в частности.
Народные избранники приняли законопроект, регулирующий использование беспилотных летательных аппаратов, передали региональным властям полномочия по содержанию, развитию и организации эксплуатации посадочных площадок гражданской авиации, вносили поправки в Воздушный кодекс России и т.п. Но, видимо, больше других углубился в тему Сергей Чиндяскин, член Комитета Государственной Думы РФ по вопросам собственности. Он обратился к прокурорам с просьбой восстановить законность в Шереметьево.

Когда Москва не была новой

Размах беспокойства, с которым выступает народный избранник, командированный в Охотный ряд из Мордовии, не оставляет сомнений: депутат хочет восстановить справедливость. Даже если у него не хватит считанных недель, которые остались до утраты легитимности нынешнего созыва, уверена, эта история достойна гласности. Если у Сергея Викторовича вдруг случится приступ скромности, и он не захочет рассказать о своем беспокойстве государственного масштаба, охотно помогу ему.
Если совсем коротко по сути, то депутат Чиндяскин хочет снести незаконные постройки в главном аэропорте страны. Начну с главного – они там есть. Так решил суд, разбиравший один весьма запутанный земельный спор.
Эта история началась более четверти века назад. Молодая компания «Шереметьево-Карго» оформила договор аренды с государством на имущество и земельный участок. Позже договоры на землю переоформлялись. Интересы государства представлял Московский земельный комитет.
Однако в середине «нулевых» Москва и Московская область начали судебное разбирательство, выясняя, чьей является земля под аэропортом Шереметьево. В 2006 году высший Арбитражный суд вынес свой вердикт: договор аренды ОАО МАШ с администрацией г. Химки признал действительным, а между «Шерметьево-Карго» и Московским земельным комитетом – недействительным. Как подобное возможно – вопрос риторический. Отечественная судебная практика по земельным спорам сложилась настолько неоднозначной, что даже юристы свидетельствуют: по аналогичным спорам судами могут приниматься прямо противоположные решения. Так и в нашем случае.
Дальше – больше. В 2008 году Росимущество подало иски в арбитраж о признании незаконными и подлежащему сносу 11 построек «Шереметьево-Карго». Суд первой инстанции - Арбитражный суд города Москвы встал на сторону «Шереметьево-Карго». Однако в 2009 году Девятый арбитражный апелляционный суд решение отменил, постройки были признаны самостийными и подлежащими сносу. Последующие апелляционные инстанции оставили определение в силе.
Почему требования Росимущества были удовлетворены? – это вопрос для знатоков из телевизионного клуба. Ведь половина из построек и сооружений были зарегистрированы (имели свидетельства о госрегистрации). А это значит, что при их оформлении в правообладание компания прошла все бюрократические процедуры и собрала все требуемые документы. И территориальный орган Росрегистрации выдал свидетельства о собственности: основной документ на право распоряжения недвижимостью.
Росрегистрация – выдала, суд – забрал! Арбитраж посчитал, что договор аренды земельного участка между Москомземом и ОАО «Шереметьево-Карго» (от 10.11.1993 г.) не позволяет вести «строительство недвижимости в установленном порядке». Земля предоставлялась для работы с грузами, но любые обустройства для этого были просто недопустимы. Созданная инфраструктура для работы грузового терминала, по определению арбитража, не имела места быть! В чистом поле и на свежем воздухе компания, обслуживающая крупнейший российский аэропорт, должна была принимать и отправлять грузы, а также хранить их под открытым небом. Поддержим стереотип о России как о стране, где вечная зима и медведи ходят по улицам?
Трудно искать логику там, где ее нет! Откровенно удручает прозвучавший в суде аргумент о том, что сооружения могут угрожать безопасности полетов. Как показывает практика, этот фактор давно уже стал «человеческим». А если думать в том же направлении и искать источники террористической угрозы возле стратегического объекта аэропорт, то опасными (и читай – подлежащими сносу) должны быть дома в Химках, вплотную подошедшие к аэропорту. Но что удивительно, застройщиков, которые вплотную (на приаэродромной территории и без ведома МАШ) ведут строительство многоэтажных домов, в суд никто не приглашает.

Без ночей длинных ковшей

«Шереметьево-Карго» прошли все инстанции, пытаясь отменить данные решения. А когда они вступило в законную силу (это 2009 год), то приступила к их выполнению. Некапитальные строения и сооружения компания, признанные самовольному, компания демонтировала еще в 2009 году, закрепив сей факт на «бумаге» - в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним была внесена запись о прекращении права собственности «Шереметьево-Карго» на эти объекты.
Попутно компания перезаключила договор земельной аренды. Теперь это была субаренда земельного участка, предоставленного ОАО «МАШ». С 2010 года данная договоренность актуальна на 49 лет. Также «Шереметьево-Карго» заплатило арендную плату за фактическое пользование землей за три предшествующих года (2006-2009 гг). Бюджет – в достатке, закон – в порядке! - всем бы историям о спорах хозяйствующих субъектов такой «хеппи-энд».
Но остались стоять некоторые капитальные строения, приговоренные судом к сносу. По действующим правилам, ломать их можно только при наличии проекта. Согласованного проекта. Для тех, кто «не в теме», замечу, на это в России уходят «пятилетки». В компании решили ломать и тут же строить. Так родилась идея проекта современного инновационного грузового комплекса на месте якобы незаконных складов. И 2010 году специалисты двух специализированных институтов разработали предпроектные архитектурно-планировочные проработки «Развитие грузового комплекса Шереметьево-Карго в аэропорту Шереметьево». Концепция была согласована с МАШем. А к 2015 году у грузооператора был уже проект строительства нового терминала с положительной госэкспертизой. Он предусматривает, в том числе, и снос судом указанных строений…
Забегая вперед, замечу, в прошлом году на церемонии награждения лауреатов профессионального конкурса НОПРИЗ на лучший инновационный проект дипломом в номинации «Лучший проект объекта промышленного назначения» были отмечены ФГУП «Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект». Они представили проект строительства грузового терминала на территории ОАО «Шереметьево-Карго» в городском округе Химки Московской области. Замысел оценили профессионалы.
Заметим, что все это время Росимущество никоим образом не побеспокоилось о «зачистке» территории аэропорта. Утверждение об опасности, которые таят в себе сооружения грузооператора, оказалось, судя по всему, не аргументом. «Ночь (равно как и день) экскаваторов» на территории Шереметьево никто не объявлял, хотя постройки де-юре имели статус самовольных. Но государственники не пошли к приставам добиваться выполнения данного решения. А ведь судя по тому, как оперативно в столице сносят здания и сооружения, можно понять, насколько сильна столичная охота к перепланировке. Но в том-то и дело, что решение, катком проехавшее по интересам «Шереметьево Карго» принималось в другое время и в другом месте, когда Москва и Подмосковье мерялись суверенитетами. С переменным успехом, но с однозначно разгромным для бизнеса результатом.

Большая перемена

А в нашей истории бизнесмены решили не чувствовать себя пострадавшими и смотреть вперед. В прошлом году планировали вплотную подойти к началу строительства терминала. Но хочешь насмешить Бога – пойди в Росавиацию. При выдаче разрешения на строительство выяснилось, что градостроительный план земельного участка нуждается кВ корректировке. Землемеры и кадастровые инженеры не подвели – подкинули проблем с оформлением. Дело типичное, кто строил – тот знает. Замечу только, что корректировка градостроительного плана ведется по сей день. И, повторю, по сей день нет понуждения ответчика к сносу строений. Оставшихся строений, ведь первое судебное решение выполнено в полном объеме, второе – частично, а третье – в процессе выполнения.
Но в августе в дело вступил депутат Чиндяскин. Всевидящее око народного избранника приковано к «Шереметьево Карго». И это объяснимо – в родной Мордовии проблем-то нет! Вот и озаботился Сергей Викторович не вопросами ЖКХ, уличной преступности, необходимости строительства новых поликлиник, сельских дорог, передачи фермерам бесхозных земель и т.п., а самым актуальным сегодня делом – Богом и всеми забытыми постройками на окраине подмосковных Химок. И теперь редкий день в «Шереметьево-Карго» проходит без объяснений с прокурорами и другими ответственными товарищами. По депутатскому запросу проверку ведут Генеральная прокуратура, московская областная прокуратура, Московская межрегиональная транспортная прокуратура, Федеральная таможенная служба…
Ах, если бы также напористо и энергично все эти надзорные органы ровно год назад разбирались, почему Шереметьево превратилось в один большой склад под открытым небом? Обработка грузов была, по сути, остановлена. Здесь в считанные дни скопилось более 400 тонн грузов. Вне ангаров (те были переполнены), прямо под открытым небом (сбылась мечта Росимущества!) стояли контейнеры с оборудованием, животные в клетках и даже «груз 200». У экспресс-перевозчиков, сотрудничающих с туроператорами, это были «черные» дни. В Шереметьево «застряли» паспорта и визы улетающих на отдых россиян. Пресс-служба аэропорта, давая объяснения журналистам, была вынуждена признать проблему.
Коллапс (иного определения и подобрать сложно!) случился после того, как компания «Аэрофлот» поменяла грузооператора. На смену «Шереметьево Карго» пришла «Москва Карго». Казалось бы, поменялось одно слово в названии, но разница в обслуживании оказалась настолько большой, что потребовала от перевозчика резких движений. Аэрофлот, понимая, что масштаб катастрофы с обработкой грузопотока день ото дня становится все больше, принял радикальное решение – через 11 дней после начала работы «Москва Карго» объявила эмбарго на прием грузов. Запрет был снят только 17 января нынешнего года.

В одни руки

А ведь выбирала себе ключевого игрока в грузовой терминал крупнейшая отечественная авиакомпания по конкурсу. Официально он назывался - открытый запрос предложений на оказание услуг по обработке грузов на международных и внутренних рейсах «Аэрофлота» в аэропорту Шереметьево. Однако без лукавства даже в формулировках не обошлось. Дело в том, что торги, по сути, были не запросом предложений, а конкурсом, в рамках которого «Аэрофлот» не обеспечил информационную открытость – например, не указал ни объем услуги, ни начальную цену контракта.
Конкурсная комиссия, в составе которой были представители Аэрофлота и аффилированных с ней структур, отдали предпочтение не грузооператору, с которым работали многие годы, а новичку, уступавшему «ветерану» как по объемам работы, так и по уровню оснащенности и готовности к вхождению в программу электронного грузооборота. Пакет лицензий на право обрабатывать грузы также был у компании не полным.
Но «Москва Карго» предложила низкие тарифы, и выбор остался за ней.
Хотя у истории с конкурсом и выбором его победителя есть очень немудреное объяснение. Понять, что произошедшее не имеет никакого отношения к конкуренции, просто, если знать один факт. На 74,9% ООО «Москва Карго» принадлежит ООО «Шереметьево холдинг», бенефициаром которого является кипрская TPS Avia (входит в «ТПС Авиа» Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко). Второй владелец - МАШ. Ничего личного - бизнес цементирует активы в одних руках. И тут все средства хороши, тем более, что и на конкурсах и тендерах заказчики уже давно «научили побеждать» тех, кто ближе и роднее.
Через считанные месяцы пришло новое подтверждение того, что победа нового грузооператора «пиррова». Победитель, разгребавший завалы грузов в Шереметьево, начал пересматривать тарифы в сторону увеличения, причем, по всем услугам. Дешевизна начал кусаться! Практически на треть теперь выше тариф на обработку опасного груза (в том числе классов 1 и 7) и генерального груза. «Подросли» на 22% обработка скоропортящегося груза и почти на 14% - прочих категорий (в том числе животных). И это тоже неудивительно! Ведь «Москве Карго» теперь надо возмещать убытки Аэрофлоту. По оценкам финансистов, они составили 349 млн 868 тыс. рублей. Реальный ущерб, видимо, еще выше.
Более того, в моем распоряжении оказались документы, подтверждающие, что к началу работы победитель конкурса изрядно потратился. Согласно данным бухгалтерского отчета, единовременные затраты «Москва Карго», связанные с подготовкой к работе, составили 450,9 млн рублей. При этом большая часть средств была израсходована на капительное строительство ангара и терминальную технику. Часть ее была арендована. Кроме того, дополнительно привлечено 927 человек, затраты на заработную плату пришлось увеличить ежемесячно (УТОЧНИТЬ) на 61 млн рублей (сравнение с февралем 2015 года). При таком раскладе понятно, что демпинговать стоило, имея не просто шансы победить в конкурсе Аэрофлота. А железобетонную уверенность в том, что грузопоток сам пойдет в руки. Поэтому тарифы сначала опустили, а потом, войдя в дело, – подняли на высоту.
Но, как оказалось, эта ноша для «Москва Карго» непосильная. Даже в одиночестве у аэрофлотовского конвейера с грузами. Чудес ведь не бывает. Предыдущий оператор выстраивал и налаживал логистические процессы и работу грузового терминала на этом проекте более 10 лет. А общий опыт работы – более четверть. И планомерно внедрял лучшие практики и европейские стандарты работы с грузопотоком. Например, «Шереметьево-Карго» обслуживал рейсы со стоянкой менее часа (стандарт IATA e-Freight), осуществлял прием, сортировку, транспортировку грузов по терминалу в режиме реального времени, ввел систему электронного документооборота, особую маркировку для опасных, радиоактивных, драгоценных и других грузов и многое другое. Потому что умели считать затраты, и не только свои!
А в МАШе считают своих. Такой стала компания «ЭйрБриджКарго». Она – «дочка» группы компаний «Волга-Днепр», с которой Шереметьево договорились о строительстве в аэропорту до 2017 года грузового хаба за 45 млн долларов. Роль «ЭйрБриджКарго» - главная: она должна обеспечить основной объем работ в новом терминале. Нарастить к 2020 году годовой объем грузов в Шереметьево до 430 тыс. тонн. По итогам 2015 года «ЭйрБриджКарго» перевезла 618 тыс. т груза (рост около 20%). При этом всего лишь за 7 месяцев нынешнего года ее доля в грузообороте международных воздушных линий в МАШе выросла на 10 процентов. За «ЭйрБриджКарго» уже более трети объема – 34%. Больше только у Аэрофлота – 48%. Хотя совсем недавно авиаперевозчик доминировал по объемам: его доля составляла в 20014-2015 годах 65%. Какой будет доля по итогам нынешнего года с аэрофлотовских щедрот? Увидим совсем скоро. Но тут даже не финальные показатели будут иметь значение. Тенденция-то уже обозначена: Аэрофлот перераспределяет потоки и приоритеты, чтобы не рисковать – минимизировать сбои в обслуживании аналогичные тем, что произошли в августе-сентябре прошлого года. Победителя не судят, его «разгружают».

Глянцевая версия успеха

Гендиректор аэропорта Михаил Василенко сообщил, что к 2018 году в Шереметьево внедрят электронное и таможенное оформление грузов и стандарт e-freight. Не скажу, что дело на мази, но демонстрация намерений уже идет. В июле в очередном заседании Межведомственной рабочей группы при Правительственной комиссии по транспорту по внедрению данного стандарта участвовали «свои»: «Москва Карго», «ЭйрБриджКарго» и «Аэрофлот». Практически в это же время избранный авиакомпанией оператор подписал контракт с признанным мировым лидером по проектированию и оснащению грузовых авиационных терминалов. Объем - 29 млн долларов США. Угадаете сами – кто оплатит технические новации? Кто летал – тот знает.
Но уже сейчас в международном аэропорту Шереметьево предлагают всем клиентам не ждать чудесного будущего и сервис считать искусством. Здесь и экспозицию по этому поводу открыли. Красотки, музыканты, звезды шоу-бизнеса, футболисты позируют на летном поле и внутри терминалов комплекса. Творческий замысел, как поясняет пресс-служба МАШа, – через образы «показать достижения аэропорта в области сервиса и производственной инфраструктуры».
В глянцевой версии успехи выглядят красиво. На деле - картинка менее впечатляющая, это если совсем мягко говорить: тарифы растут, но появляются дополнительные издержки у компаний, вынужденных пользоваться авиационными перевозками грузов для своей производственной деятельности, уровень обслуживания упал, зато появились ограничения грузовых перевозок в Шереметьево. И все эти «успехи» в конечном итоге оплачивают из своего кармана потребители.
Но депутат Чиндяскин требует навести порядок там, где в общем-то и проблем не было. «Шереметьево Карго» работало и работает без сбоев. И тоже строит планы развития. Ведь если на рынке грузовых перевозок в Шереметьево будут сильные игроки, то у грузоотправителей и грузополучателей будет выбор, а у грузооператоров – необходимость меняться к лучшему. Настоящая конкуренция - выгодна всем! И пишущий запросы прокурорам Сергей Викторович Чиндяскин, уверена, этот элементарный закон экономики тоже знает.
Эта история вообще богата на совпадения. В нынешнем созыве Госдумы есть его однопартиец Александр Скоробогатько. В свободное от законотворческой деятельности время он, наверняка, интересуется ситуацией в Шереметьево. Миллиардер, один из самых богатых людей в Государственной Думе, близок к «Шереметьево холдинг» (как пишут мои коллеги, через TPS Avia Holding компания принадлежит Аркадию Ротенбергу и семьям Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько). И неужели один партиец другому откажет похлопотать о деле? Или главное хорошо попросить?
И еще одно «совпадение». Кипрская TPS Avia (входит в "ТПС Авиа" Аркадия Ротенберга и Александра Пономаренко) контролирует ООО "Шереметьево холдинг". А ему на 74,9% принадлежит компания «Москва Карго». Господин Пономаренко - председатель совета директоров Шереметьево. Для него нет секретных материалов, когда надо ознакомиться со всеми аспектами работы аэропорта. Это он с компаньонами отдал афиллированной «Москва Карго» грузопоток Шереметьево? Почему эту сделку не изучили и не оценили те, кто обязан следить за процессом монополизации бизнес-структур? Почему молчит ФАС?
Более того, руководство и авиакомпании, и аэропорта бесцеремонно и напористо «отжимали» свои интересы, проводя рокировку с грузооператором. Экономически невыгодную и нецелесообразную. Они, впрочем, не в накладе. Ущерб нанесен интересам РФ: масштабный грузовой хаос в главном аэропорте страны подрывает репутацию не только менеджеров, управляющих стратегическим объектом, но и того, кто является его владельцем – государство.
… У меня никогда не было иллюзий по поводу бизнесменов, идущих в депутаты. Неприкосновенность часто гарантирует и недосягаемость. Тем же, у кого нет депутатского мандата, кипрского оффшора и возможности выгодно дружить семьями, приходится ждать приглашения в прокуратуру. Как показывает наша история, всегда найдутся желающие под ее прикрытием кошмарить бизнес.
В сокращенном виде материал опубликован в сегодняшнем федеральном выпуске "Российской газеты":
https://rg.ru/2016/09/07/sudebnye-tiazhby-mezhdu-sheremetevo-kargo-i-aeroportom-tianutsia-uzhe-25-let.html