Учитель и тиран

Первая гимназия Назрани снова в центре скандала. Неприятно констатировать, но в последнее время поводы рассказать о ситуации здесь меня удручают. Но то, что случилось в этом учебном заведении 25 апреля кажется за гранью разумного, доброго, вечного. О произошедшем в стенах одной из лучших гимназий республики написал на ФБ историк-архивист Исса Алмазов. В его изложении история выглядит так. DSC_0210

В гимназии, как и во всей республике, готовятся к 9 Мая. Обновляют, украшают. Появились и стенды, на одном из которых кто-то разместил портрет Иосифа Сталина. Я предполагаю, что автор этой задумки руководствовался стереотипом о соблюдении исторической хронологии и совершенно проигнорировал важнейший факт. 25 апреля в России отмечали 25-летие со дня принятия знакового для всех ингушей закона - о реабилитации репрессированных народов.
В последние годы так выпадало, что 23 февраля я была в республике. В этот день в типичной российской семье собирают застолье и выпивают за здоровье защитников Отечества. А в Ингушетии 23 февраля – это день слез и скорби. Каждая семья (это не фигура речи!) здесь прошла депортацию. Полмиллиона репрессированных – таков итог операции «Чечевица», которой руководил Л.Берия под диктовку Сталина. Людей гнали в казахские или киргизские степи как скот. Ехали стоя, стоя умирали…
Только в 1957 году, спустя 13 лет, через 4 года после смерти коммунистического диктатора, ингушам и чеченцам разрешили вернуться назад. Неужели кому-то сегодня надо объяснять, какие чувства могут испытывать вайнахи, видя портрет Сталина рядом с теми, кто умирал на фронте ради победы над фашизмом? В той жуткой войне, вынуждена напомнить для совсем забывчивых, вайнахи дрались насмерть на всех фронтах! Они стояли насмерть в обороне Брестской крепости. Каждый вайнах сражался героически. По другому – не умели. И умирали в бою…
2300 чеченцев и ингушей погибли в Великую Отечественную. Это официальные данные из открытых источников.
Я не знаю, насколько полно в ингушских школах учителя рассказывают детям о героях самой кровопролитной в истории человечества войны. Очень надеюсь, что ребята получают полное представление о своих легендарных земляках. И, наверное, именно фронтовики заслуживают занять особое место в стенах вайнахских школ.
Герои, но не Сталин!
Также, видимо, посчитал и учитель физики первой гимназии Микаил Баширович Тимурзиев, который убрал портрет тирана со стенда. Сталин занял свое место в истории, но ему, повторю, не место среди ингушских героев ВОВ.
Пропажа тирана не прошла бесследно. Директор гимназии Магомед Парагульгов инициировал собрание учителей, чтобы те обсудили (а вернее - осудили!) поступок коллеги.
Адекватного разговора, как видно из поста Иссы Алмазова, не получилось. М.Б. Тимурзиев ушел с собрания под аплодисменты части коллег. Слава Всевышнему, что нашлись те, кто не бросился в припадке стадно-директорского безумства кричать: «Ату!»
Говорят, что учитель принял решение уйти из школы. И, видимо, останавливать его руководство гимназии не собирается. Неужели педагог, поступающий честно, порядочно, принципиально, в первой гимназии не в чести?
Самое горькое, что директор ее решил показать, кто тут хозяин, скатившись в полную неадекватность. Прикрывшись Сталиным, как исторической личностью, он начал диктовать правила поведения учителям, многие из которых считаются сильнейшими не только в республике. Одни смогли промолчать, другие сорвались на аплодисменты в адрес коллеги, однако, уверена, премерзкий привкус от истории остался у всех. Не могло быть по другому у людей, у которых судьбы родственников перебиты молохом депортации.
… Очень стыдно перед гимназистами. Мне стыдно! Ведь на их глазах не в первый раз взрослые устраивают свои бесстыжие игры. Два года назад дети встали на защиту своего директора - Марем Галаевой. После того, как Указом Президента В.В. Путина она была награждена медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, к ней зачастили проверяющие. Гимназию проверяли вдоль и поперек. Найти нарушений, которые тянули бы на «расстрельную» статью, не смогли, как не старались! Поэтому решили использовать затертый козырь – пенсионный возраст директора.
Опытный, авторитетный педагог, которого знали и ценили коллеги из многих российских городов, стала безработной «по собственному желанию». Гимназия была ее детищем – выстраданным, самым любимым. На защиту Марем встали дети. Они вышли на демонстрацию. За их примерным поведением наблюдали вооруженные полицейские!
Бред? А не бред сокращать в середине учебного года два десятка директоров ингушских школ и более одной тысячи учителей? Причина – пенсионное удостоверение в кармане у них. Я писала тогда, что большего маразма и придумать трудно! Говорила о том, что в лучших школах Европы педагоги зрелого возраста составляют «золотой» запас отрасли. А в это время в Министерстве образования Республики Ингушетия изучали и распространяли специальный циркуляр «Об организации проводов сотрудников, достигших пенсионного возраста». Чиновникам ведь казалось, что в образовании можно проблему кадров закрыть на раз-два: согнать в школы выпускников вузов и поставить жирную галочку на занятости молодежи. Вот только галочка-то больше напоминает крест: молодые специалисты в школы-то не рвутся! А ведь все могло быть по-иному, сохрани чиновники институт наставничества. Опытным педагогам – подспорье, молодым – пример для роста и воодушевления. Однако не сложилось и тут…
Впрочем, несмотря на бесчеловечные эксперименты чиновников от образования, ингуши сохранили рассудок и трезвомыслие. Комментарии по поводу Сталина в гимназии и последующих событий импонируют и своей откровенностью, и сердечностью:
«Чему ты можешь научить подрастающее поколение, как можно таким как ты доверять образование наших детей? Кого ты сможешь воспитать, таких манкуртов как ты? Гнать тебя нужно из не то что из школы, но и из республики!»
Или: «Этот директор не ингуш, он Павлик морозов, крыса, которая сталина портрет могла повесить, чтобы ты в следующий раз на могилу своих детей повесил его, дай Аллах чтобы ты и твоя семья с грязной кровью испытали то, что испытали наши отцы и матеря на чужбине».
Если руководствоваться моим журналистским опытом, то, видимо, историю эту можно считать законченной. Источник директорского раздражения уже убран, позиции самого Парагульгова достаточно сильные. Очень сомневаюсь, что любитель исторических личностей получит порицание от вышестоящего начальства. Хотя буду рада ошибиться.
А знаете, при том, то эта история оказала на меня очень тяжелое впечатление, я все же сохраню веру в гимназистов. Вспоминала, как приятно была удивлена уровнем их интеллекта, начитанности и воспитанности. И надеюсь, что они поймут главное: «либералистическая» лояльность к тому, кто отдавал приказы убивать их предков, - категорически неприемлема! Историю надо знать. В том числе, и учителю английского в недавнем прошлом Магомеду Парагульгову. Знать и помнить, чтобы не оставить ни малейшего шанса ее переписать.