Слово имама

Елена СЕВРЮКОВА

Сегодня на центральной площади Магаса прошел митинг под лозунгом «Ислам против терроризма и экстремизма». Как сообщает организатор акции - Духовное управление мусульман РИ, собрались представители духовенства, старики, молодежь и женщины. Пришло несколько тысяч человек, чтобы осудить убийство журналистов и в тоже время напомнить публичным людям и работникам СМИ о хрупкости межконфессионального согласия. Его легко разрушить откровенным хамством и вызывающей враждебностью по отношению к религиозным чувствам верующих. Бумага, конечно, всё стерпит, но, как показали события в Париже, регулярные «живописные» оскорбления Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) на страницах французского сатирического еженедельника оборачиваются трагедией.
Выступающие в Магасе придерживались одной канвы: видя реакцию мусульман всего мира на печатание карикатур, журналисты «Шарли эбдо» не только не извинились и не остановились, но заигрывались все дальше и дальше. Представления о человеческих ценностях и демократических свободах оказались в данном случае понятиями-антагонистами.
Среди пришедших на митинг в Магасе был, конечно же имам Хамзат Чумаков. IMG_8366По другому и не могла представить! Уважаемый и самый популярный ингушский имам неоднократно в своих проповедях говорил и говорит о вечных ценностях, которые не подвластны девальвации, секвестированию, инфляционным корректировкам и прочим новомодным штучкам, придуманным для объяснения чьей-то выгоды. Я неоднократно говорила и писала о том, что пока у Ингушетии, у России есть такие священнослужители как имам Чумаков у нас всех есть шанс на спасение. Он – наша совесть и уже больше чем просто проповедник. Неслучайно, его выступление на митинге сегодня ждали многие. Однако слово Хамзату не предоставили! – верь глазам читатель: частица «не», оказывается, востребована в данном случае!
Хамзат, поняв, что организаторы намерены сделать его бессловесным, покинул акцию. Люди, скандировавшие во время митинга: «Хамзат! Хамзат! Хамзат!» пошли за ним. Имам выступил для них, найдя место! Слава Аллаху, в Магасе еще не все улицы и площади заняты кукловодами, которые способны исполнять только волю режиссера. Его выступление было, как обычно, несрежиссированным, актуальным и искренним.
В этой истории меня потрясли несколько моментов. Официальная власть Ингушетии всегда обвиняла Чумакова в излишней политизированности. "Падишах" много раз указывал (именно указывал, хотя совершенно очевидно, что у него нет на это никаких оснований и церковь у нас отделена от государства) на то, что имам затрагивает в проповедях вопросы политики. Почему так болезненно Евкуров реагировал на проповеди имама, в которых всего лишь повторялись вечные истины – призывы к честности, порядочности, любви к своей родине, уважение к старикам и женщинам?
При этом имам подчеркивает, что чиновники – не элитная каста, а такие же смертные, как и все мы.
Отдельно, судя по всему, бесил ингушские власти тот факт, что Чумаков не просит разрешение на проповеди и тем более, не согласовывает их темы. Он откровенен с прихожанами, когда говорит о больном и горьком – об ошибках, промахах, а иногда и просто преступной халатности правителей, из-за которых страдают простые ингуши. Причем, ведь страдание не всегда может быть физическим. Унизительно, а то и убийственно другое – планомерное и каждодневное растаптывание надежды на перемены, приучение и приручение к неизбежности, к серой и унылой реальности. Унынение – смертный грех, но многие ингуши близки к тому, чтобы впасть в это состояние, кажется, навсегда…
За правду Хамзата ненавидят? Осенью 2010 года его попытались убить – под днищем его автомобиля взорвалась бомба. Он лишился ноги, потерял зрение, получил ранения по всему телу. Но не замолчал!
И вот сегодня, когда обсуждалась, в первую очередь, религиозная тема, Хамзату не дали слово… Не дали, наплевав на ожидания тысяч людей, пришедших, в том числе, и послушать его. Бездарные режиссеры, вы задумывались (или это слово не из вашего лексикона?) о последствиях, к которым могут привести такие действия? Циники-журналисты, поставившие на поток производство карикатур, тоже, походу, не особенно продумывали последствия. А кого-то из них и раззадоривал ажиотаж вокруг их «бесстрашия». В итоге – кровь, смерть и самое страшное – закипающая агрессия. Это настроение особенно опасно, ведь непременно потребует выплеска. В Духовном управлении мусульман РИ этого не понимают?
Моя любимая Ахматова однажды написала:
Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово.
Всего прочнее на земле — печаль,
И долговечней — царственное слово.
Для меня, конечно, очевидно, что деление на религиозные и нерелигиозные темы – субъективно. Хамзат Чумаков ведь на проповедях не спорит о концептуальных различиях религий. Он напоминает о любви, вере, дружбе, семье, отчизне, долге. О тех понятиях, которые определяют наши дела и мысли. В Ингушетии они, по мнению экспертов, не востребованы официальной властью. И сегодня я получила еще одно подтверждение этого! Но зная, что шанс на спасение сохраняет каждый из нас (и правители тоже!), напомню одну истину из Корана:
«Мирские обретения, такие как богатство, положение, власть, родовитость и образование, не имеют, с точки зрения Бога, никакой ценности, если только человек не использует их на Его пути или в угоду Ему».
У всемогущих организаторов сегодняшнего митинга был шанс исправить ситуацию быстро и красиво – дать выступить Чумакову. Они его упустили! Что ж, теперь им остается, действительно, только уповать на милость Аллаха. А имаму трибуны и режиссеры не нужны. Его слово всегда услышат.