За гранью разумного, доброго, вечного

Елена СЕВРЮКОВА

ПЕЛИКАН

Мне позвонили из Ростова, потом из Нарани родственники и родители детей, которые по итогам первой четверти были отчислены из лицея г.Назрань.
Отчислены, якобы, за неуспеваемость. Дети уже три недели (!) не посещают школу. Но, кроме всего прочего, некоторым родителям, по их утверждению, не удается, забрать личные дела детей и дать им возможность получать образование в других школах.  
В том, что, мягко говоря, эти «незапланированные перемены» начались в этом лицее для мне не является неожиданностью. Лицей уже попал под раздачу самого "главного учителя" республики — ЕБЮ. Тот однажды наведовался в лицей, чтобы посмотреть на трещины в правом крыле одного из его корпусов. Естественно не обошлось без репрессий – был уволен завхоз.
Визит стал во многом показательным, как и само заведение. Лицей является победителем Всероссийского конкурса «Школа года» и конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Чтобы разместить все дипломы и грамоты этого образовательного учреждения и его учеников мало будет школьного коридора на одном этаже. Отдать именно сюда на учебу ребенка мечтают многие родители.
Особенно те, кто ценит крепкую школьную базу. Согласитесь, что именно она дает нашим будущим Курчатовым, Капицам, Циолковским, Ландау отличный трамплин для вхождения в высшую школу.
Здесь инновационная деятельность учреждения ориентирована на грамотную подготовку выпускников к профсостоятельности. Детям программируют успешное будущее, ведя их по нужному направлению - физико-математическое, химико-биологическое, гуманитарное.
Поэтому в лицей стремятся многие ингуши. И статус этого образовательного учреждения дает возможность определять критерии поступления. Это — не казарма, где безоговорочно действует главный документ — Устав. И лицеисты тем и отличаются от воспитанников военных училищ, что умеют мыслить свободно и неординарно. Именно такие люди способны вершить важные преобразования, планировать будущее и вырабатывать эффективные стратегии.
Поставила точку и поймала себя на мысли. Нелепо, смешно, безрассудно, безумно! - вот что я услышу от тех, чьи дети не учатся в лицее Назрани (особенно тяжело сейчас будет отчисленным ребятам!). Ведь образовательный уровень в большинстве ингушский школ, мягко говоря, слабоват. Это признано на официальном уровне. В одном из недавних выступлений министр образования Милана Хасиева отметила, что из трех с половиной тысяч выпускников более тысячи человек из-за низких баллов не смогли поступить в вузы. Только вдумайтесь в этот факт: больше одной трети выпускников оказались за бортом высшей школы. Понятно, что жизнь на этом не заканчивается. Однако мечты и надежды сильно корректируются, причем не в лучшую сторону.
Отчисленным из лицея ребятам уже сегодня придется сделать большой шаг назад. Как ни больно это писать, но в республике не хватает не только школ, но и высоко квалифицированного преподавательского корпуса. Недавние «преобразования» от ЮБЕ капитально обновили учительские коллективы. Никто не спорит, что молодежи нужны возможности для самореализации. Однако этот процесс эффективно идёт под руковдством мудрых наставников — опытных педагогов. Вот им-то Евкуров и указал на дверь! Выгнал вон только по одной причине: пенсионный возраст.
Однажды, на заре зарождения инновационных процессов в российских школах, я общалась с Марком Поташником - доктором педагогических наук, профессором. Он вспомнил весьма показательную историю. Войдя в одну гимназию, с великолепным материально-техническим оснащением, развернулся и ушел, увидев в преподавательском составе учебного заведения одни молодые лица (не старше 25 лет). Он уверен - априори не будет успешно учебное заведение, где не сбалансирован по возрасту и опытности кадровый состав.
Более того, большой вопрос, кто сегодня пришёл на место уволенных, в том числе и директоров. Нашла весьма показательный пост:
«Чему удивляться, если в ингушских школах назначают директоров по принадлежности к семейным кланам, не по способностям! Вспомните, все последние назначения на эти должности, люди не имеющие ни дня педстажа или вообще стажа работы))))) такое только в забытой Богом Ингушетии возможно!»
В истории с отчислением из лицея мне тоже озвучили информацию о якобы негласном распоряжении "главного учителя". И если это правда, то это просто за гранью, за гранью разумного, доброго, вечного.
Вполне вероятно, что историю с отчислением лицеистов в Назрани, спровоцировал показательный визит "главнейшего сенсея" в лицей Магаса. ЮБЕ возмутился, как много тут учится детей. В итоге директор лицея А.А. Плиева потеряла работу к огромному огорчению родителей и детей.
Лицей был и остается ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ.
Это очевидность. Для меня очевидность, что директор, как нанятый исполнитель государевой воли, подчинится указам «сверху». Мне совершенно непонятно другое. Отдает ли Марьям Борисовна Шадыжева, почетный работник общего образования РФ, Заслуженный учитель Республики Ингушетия, победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации, ветеран труда, отчет в последствиях и результатах этих «педагогических новаций»?
Ученик, отчисленный в самом опасном пубертатном периоде, не начнет поглядывать в сторону леса? Или в ее задачи входит пополнение рядов лесных, криминальных кругов, тесных товариществ искателей «легких» денег и опасных связей? Ошибки педагогов, ох, как дорого обойдутся обществу! Особенно на Кавказе. Кавказцы всегда очень трепетно относились к детям. И своим, и к чужим. Здесь не было детских домов, ребенок только официально признавался сиротой, однако никогда не чувствовал себя брошенным — родня тут же брала его под опеку. Блестящий лицей решил пошатнуть традиции? Зачем и ради чего? Или ради кого-то? Жаль, если самые мрачные предположения окажутся фактами...
А, может быть, всё проще? Может быть, чинуши, во главе со своим поднаторевшим в финансовом процветании правителем, нашли новый ресурс – новый денежный поток??? Говорят, что некоторые из отчисленных экстренно "втихаря" приняты обратно, принеся письменные просьбы от чиновников из Правительства (понятно как добытую) или заплатив на месте 800 баксов! Вот тут, вообще, не удивлена: система мздоимства пропитала всю бюрократическую систему и расползлась по казенным учреждениям.
К слову, родители лицеистов из Магаса предположили, что их нового директора выбирали в ходе «валютного тендера», а не принципу профессионализма. Об этом они написали на одном из форумов.
… Я отработала 15 лет учителем в советской еще школе. Для тех, кто не знает, или забыл, отмечу, что это было время, когда учителя отличались бессребничеством и огромной ответственностью. Никогда не забуду как, поставив двойку в четверти «неспособному» ученику, была вызвана к директору образцовой московской школы, в которой работала.
Излагала свои аргументы о его лени и неспособности к математике. Ответом мне была железная аргументация: «Неспособных детей не бывает! Существуют методики, по которым обучают даже слепоглухонемых. А наш ученик – видит, слышит и говорит! Не бывает неспособных учеников, бывают профнепригодные педагоги. Идите и занимайтесь со своим учеником до тех пор, пока не поймете, что он очень способный!».
Вот это был урок! Самое показательное, что мальчишка впоследствии с успехом поступил именно в математический ВУЗ.
Уважаемая Марьям Борисовна! У вашего учебного заведения хороший сайт, на котором размещено очень много информации об уникальности вашего учебного заведения. Но если оттуда вышвыривают учеников, то это подрывает, прежде всего, ваш авторитет, это огромное пятно на репутации всего педагогического коллектива. И скрыть это в наш век всеобщей информатизации просто невозможно.
Я пыталась дозвониться до Марьям Борисовны Шадыжевой. Но единственный контактный телефон, указанный на официальном сайте, молчит. И это для меня весьма грустный показатель — учебное заведение, в которое нельзя дозвониться, неприятно удивит степенью закрытости. Даже если наплевать на журналистов, то как быть с родителями, которые имеют право иметь полную и оперативную информацию о своих детях?
… Моя дочь училась в гимназии небольшого провинциального города. Приходя туда, я видела на самом видном месте обращение к учащимся директора - Владимира Сперанского. Начиналось оно всегда словами: “Имею честь обратиться к своим воспитанникам...»
Может быть, поэтому у моей дочери есть и уверенность в собственных силах, и принципиальность, и смелость при выражении гражданской позиции и просветленный дух?
Для меня все дети – мои. Поэтому можете смеяться, но сегодняшний день посвятила разносу телеграмм и заявлений с просьбой разобраться: В.В. Путину, в Министерство Образования РФ, в Следственный комитет, ФСБ РФ, Прокуратуру. Пусть мне, и не только мне, объяснят!